10 Ноя

Пантеон

Пантеон — храм всем богам — был сооружен, как гласит надпись на архитраве, в 27 году до н. э. Марком Агриппою, полководцем и зятем императора Августа, и первоначально представлял собой нимфеум — бассейн терм Агриппы. В начале II века Пантеон был перестроен и в таком виде дошел до наших дней. В VII веке этот языческий храм стал христианской церковью. Надпись над дверью обещает отпущение грехов тем, кто приходит сюда молиться. Под сенью портика идет бойкая торговля католическими «сувенирами».panteon

Пантеон представляет собой круглый храм-ротонду, перекрытый куполом и украшенный по фасаду портиком с шестнадцатью монолитными колоннами из гранита. Стены здания от фундамента до купола выложены из бетона с прослойками кирпича; по мере приближения к куполу конструкция облегчается, в куполе же кирпич заменен пемзой. Точность расчета обеспечила реализацию замысла исключительной смелости: купол Пантеона диаметром свыше сорока трех метров — это один из самых больших в истории архитектуры. Ему несколько уступают в размерах купола даже таких грандиозных зданий, как собор св. Петра в Риме и Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции.

Тяжелая бронзовая дверь ведет внутрь храма. Здесь вошедшему открывается необыкновенно просторный, насыщенный воздухом и светом интерьер; купол плавных, мягких очертаний как бы свободно парит в воздухе — не случайно древние сравнивали его с небесным сводом. Это впечатление создается, по-видимому, благодаря оригинальному решению внутреннего пространства, в которое можно вписать шар, так как высота Пантеона почти равна его диаметру. Свет проникает через круглое, диаметром девять метров, незастекленное отверстие в центре свода, так называемое «око Пантеона».

Сквозь него смотрит в храм синее римское небо, а в ненастные дни проникает дождь, и поэтому пол, выложенный порфиром и мрамором, имеет в центре небольшой скат с отверстиями для стока воды. Против входа, в апсиде, там где в древности стояла статуя Юпитера, теперь стоит алтарь.

В Пантеоне похоронен король Виктор-Эммануил II и некоторые члены Савойской королевской династии. Слева от входа — могила Рафаэля, умершего в 1520 году, тридцати семи лет, в полном расцвете творческих сил. В низкой темной нише стоит мраморный саркофаг, украшенный резным орнаментом из гирлянд и букраний. К подножию саркофага прислонен серебряный лавровый венок.

Над могилой — статуя мадонны, выполненная современником Рафаэля скульптором Лоренцо Лоренцетто. Если высокопарную латынь XVI столетия перевести на язык нашего времени, то смысл эпитафии раскрывается следующим образом: великая природа в творческом соревновании боялась быть побежденной Рафаэлем, творцом бессмертных произведений; когда же оказалось, что даже он бессилен перед смертью, то и природа стала бояться, что она не вечна.

На родине великого художника его искусство лучше всего представлено в Риме и во Флоренции. Во Флоренции — только станковые произведения, в Риме — картины и фрески. Особенно богат работами Рафаэля Ватикан.

Написать комментарий

Вы должны зарегистрироваться, чтобы комментировать.