10 Ноя

Колизей

Арка Тита, Колизей, акведук Клавдия хорошо знакомы каждому со школьной скамьи, но никакие репродукции и описания не дают подлинного представления об архитектуре древних римлян. Она покоряет мощью, суровой красотой и каким-то необычайно выразительным лаконизмом, поражают грандиозность замысла и мастерство исполнения. Эти черты, присущие древнеримскому зодчеству, особенно ярко выражены в лучшем античном памятнике Рима — Колизее.

Колизей

Строительство Колизея, или амфитеатра Флавиев, было начато при императоре Веспасиане Флавии в 75 году и закончено в правление его сына Тита Флавия в 80 году. Предполагают, что название Колизей (Colosseum) — большой, колоссальный — возникло потому, что прежде здесь стоял колосс — тридцатипятиметровая статуя Нерона, украшавшая вход в его дворец Золотой дом.

Колизей

В плане Колизей имеет вид эллипса, длина продольной оси которого достигает 188 метров. Высота Колизея — пятьдесят метров, наружные стены облицованы травертином, своды кирпично-бетонные. Разрушенный в период варварских вторжений, Колизей в последующие века являлся чем-то вроде общественных каменоломен. Еще в XVII веке Барберини, родственники папы Урбана VIII, брали здесь камень для постройки своего дворца, в то время как папа распорядился изготовить из бронзы Пантеона балдахин для собора св. Петра. Отсюда поговорка, основанная на игре слов «barbari» и «Barberini»: «Чего не доделали варвары, сделали Барберини».

Колизей

Наружная стена Колизея имеет четыре яруса: три нижних представляют собой аркады; четвертый, верхний, по-видимому, достроенный несколько позже, — сплошную стену, расчлененную пилястрами и прорезанную небольшими окнами. В древности арки второго и третьего этажей были украшены статуями. Яркий шелковый тент защищал зрителей от зноя.

Музей Колизей

Римляне утвердили в архитектуре арочную конструкцию и необыкновенно смело и гибко ее использовали. Спокойный ритм арок, поставленных в три яруса, обуславливает в сочетании с хорошо найденными пропорциями величавую красоту Колизея. Характерно, что его аркады имеют не только декоративное назначение: 80 арок нижнего этажа служили одновременно входами — амфитеатр быстро наполнялся зрителями и быстро разгружался. Благодаря аркадам второго и третьего ярусов, уменьшалась нагрузка на нижний этаж. Южный фасад Колизея сильно поврежден, северный же хорошо сохранился, и отсюда здание воспринимается почти во всем своем первоначальном великолепии.

Колизей

Вокруг арены гигантской воронкой расположены места для зрителей, которых помещалось здесь свыше пятидесяти тысяч. Раскопки открыли под ареной подвалы для диких зверей, приспособления для водопроводов подававших воду на арену в дни представлений морских битв — навмахий, и многие другие помещения.

Колизей

По случаю открытия амфитеатра император Тит Флавий объявил стодневные игры, во время которых бились несколько тысяч гладиаторов и в один день было затравлено пять тысяч зверей. Гладиаторами становились обращенные в рабство военнопленные, иногда осужденные преступники, реже добровольцы. Их уделом была смерть, что и выражала чеканная формула традиционного приветствия «Ave, caesar morituri te salutant» (Славься, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!).

Колизей

Гладиаторские игры были любимым развлечением римлян. Философ Сенека, один из немногих, осуждавший жестокость своих сограждан, писал: «Они любуются, как те, которые уже убили своих противников, вступают в бой с другими, которые убьют их; и всякому победителю предстоит новая бойня; исход борьбы смертельный...

Музей Колизея

Что ж, чтоб приятно провести время, пусть убьют еще нескольких... Римляне, неужели вы не чувствуете, что зло падает на головы тех, кто его совершает? Легенды, в известной мере преувеличив исторический факт гонения на христиан, сообщают о многочисленных мучениках языческого Рима, принявших «смерть за Христа» на арене Колизея, в память чего здесь в 1926 году был воздвигнут большой черный крест, который, нарушая архитектурную стройность замечательного памятника древности, назойливо бросается в глаза.

«Оперативность» Ватикана поистине удивительна: крест на арене Колизея, святой Петр на колонне Траяна, античные храмы, превращенные в церкви, — вот далеко не полный перечень примеров бесцеремонного обращения «святого престола» с памятниками культурного наследия.

Написать комментарий

Вы должны зарегистрироваться, чтобы комментировать.