10 Ноя

Капитолий

На Капитолий ведет широкая беломраморная лестница (левее расположена другая, сто двадцать четыре ступени которой ведут к средневековой церкви Санта Мариа деи Арачели, занимающей северную оконечность Капитолийского холма), завершающаяся балюстрадой, украшенной двумя колоссальными античными статуями Диоскуров (Диоскуры, братья Кастор и Поллукс, — божества римского пантеона - считались покровителями Рима.).

У подножия лестницы в 1877 году был установлен памятник Кола ди Риенци — народному трибуну Римской республики, провозглашенной на Капитолии в 1347 году. Откосы холма по сторонам лестницы окаймляет аккуратно подстриженная зелень. На уровне одной из лестничных террас, слева, имеется площадка, обсаженная кустами. На площадке — клетка с живой волчицей, своеобразная память об основании Рима. Мы поднимались на Капитолий в знойный день, и волчица видимо, страдала от жары: она металась по клетке, высунув язык, и выглядела довольно жалкой, мало напоминала свой величавый античный прообраз.

Поднявшись по лестнице, сразу охватываешь взором всю небольшую но удивительно красивую площадь. В центре ее возвышается античная конная статуя Марка Аврелия (II век п. э.), послужившая образцом для многих европейских памятников. Она отлита из бронзы и местами сохранила следы покрывавшей ее в древности позолоты. Император восседает на спокойно ступающем коне и, простирая руку, как бы обращается к стоящим перед ним легионам. Тому, кто видел «Медный всадник» или памятник Коллеони в Венеции, движение Марка Аврелия покажется несколько вялым. Возможно, в этом сказалась попытка безвестного мастера оттенить индивидуальные черты Марка Аврелия, бывшего не столько императором-воином, сколько императором-философом.

Площадь обрамляют три здания: слева темно-серое — Капитолийский музей, справа — парное ему Палаццо Консерватори, прямо, против входа на площадь, — облицованное золотистым травертином Палаццо Сенатори.

Перед Микеланджело стояла задача создать на Капитолии парадный ансамбль, поэтому он решил иллюзорно увеличить очень небольшую в действительности площадь. Впечатление простора достигнуто тем, что фасады боковых зданий поставлены к фасаду центрального здания не перпендикулярно, а под острым углом так, что площадь имеет форму трапеции, расширяющейся вглубь, ко Дворцу сенаторов.

Палаццо Сенатори с его фасадом, обогащенным в центре великолепными открытыми лестницами и высокой башней, является торжественной доминантой всей архитектурной композиции Капитолия.

Во Дворце сенаторов помещается муниципалитет Рима. В Капитолийском музее хранится одно из богатейших в мире собраний памятников античного искусства, в составе которого такие шедевры, как «Венера Капитолийская», «Отдыхающий сатир», «Умирающий галл» и очень хорошая коллекция римских портретов. Во Дворце консерваторов также размещается музей. Его коллекции включают и памятники античного искусства («Капитолийская волчица», «Мальчик, вынимающий занозу» и т. д.) и небольшую картинную галерею.

Миновав узкий проход между Дворцом сенаторов и Капитолийским музеем, попадаем на улицу, которая ведет на восточный склон Капитолия, куда обычно приводят туристов любоваться Форумом.
Мы стояли высоко на площадке, а перед нами в низине лежал Форум — залитое солнцем, кое-где поросшее мелким кустарником и травой, эпически-спокойное поле руин. На солнце ослепительно сверкал мрамор колонн. Справа, на границе Форума, поднимался Палатин.

Форум (Forum Romanum), городская площадь, центр общественно-политической жизни древнего Рима, был густо застроен храмами, базиликами, украшен мемориальными памятниками, арками, колоннами, статуями. Форум являлся ареной ожесточенной борьбы политических партий. Он видел кровавые схватки между плебеями и патрициями, здесь с речами выступали братья Гракхи, Цицерон, Цезарь. На Форуме находились и торговые ряды, где наравне с другими товарами продавался «живой товар» — рабы.

После падения античного Рима Форум пришел в запустение. Постепенно образовавшийся слой почвы был так значителен, что почти до половины скрыл высокие колонны храмов, а от триумфальных арок виднелись лишь верхушки. Разрослись деревья и кусты. На превратившемся в пустырь Форуме (одно время он служил свалкой мусора) торговали скотом. В XV—XVI веках он использовался как каменоломня: добываемые здесь обломки античного мрамора шли на постройку городских зданий. Многие дома Рима эпохи Возрождения облицованы травертином с Колизея и мрамором с Форума. Многие античные мраморы погибли в средние века, будучи пережжены на известь.

Пользуясь путеводителями и указаниями гида, пытаемся мысленно восстановить античные сооружения во всей их первозданной красоте, представить облик Форума древности.

Вплотную к отвесной стене Капитолия примыкают мрачные аркады Табулярия, где некогда располагался государственный архив. Табулярий интересен как один из наиболее ранних (I век до н. э.) среди дошедших до наших дней памятников римской архитектуры. Прямо перед ним гордо возносят в небо свои пышные коринфские капители три колонны храма Веспасиана. Неподалеку — восемь ионических колонн храма Сатурна, где хранилась государственная казна. Колонны этих храмов, сооруженных в I веке н. э., дают представление о грандиозных масштабах зданий, которые они когда-то украшали.

За храмом Сатурна виднеются основания колонн базилики Юлия Цезаря — первого мраморного здания на Форуме. В базиликах происходили судебные процессы и заключались торговые сделки. Здесь можно было узнать все городские новости. Стендаль писал, что римлянину посетить базилику было столь же необходимо, как французу XIX века прочесть свежую газету.

За базиликой Юлия — три колонны храма Диоскуров, затем круглый храм богини семейного очага Весты и дом жриц — весталок.

Ближе к нам, у края Форума, возвышается массивная трехпролетная арка императора Септимия Севера, воздвигнутая в начале III века н. э. в ознаменование побед над варварами. Когда-то ее венчала победная колесница.

Крупные плиты античной вымостки отмечают Священную дорогу, Виа Сакра, тянущуюся вдоль всего Форума. По Виа Сакра в дни празднеств двигались торжественные процессии, а в дни триумфов проходили победоносные войска. Шествие начиналось с противоположной Капитолию стороны Форума, его участники пересекали площадь, затем поднимались на Капитолий и здесь завершали свой путь у великолепного храма Юпитера Капитолийского.

Вдали виднеется портик храма Антонина и Фаустины (II век н. э.), переделанного в христианскую церковь Санта Мариа Нуова, за ней три мощные арки базилики Константина и Максенция (IV век н. э.).

Панораму замыкает изящная однопролетная арка Тита, сооруженная в I веке в память подавления римлянами иудейского восстания 66—70 годов. Знаменитые мраморные рельефы на внутренних стенах арки изображают триумф императора, во время которого воины несут трофеи, захваченные при разрушении Иерусалимского храма. И, наконец, вдали, уже за Форумом, вырисовывается силуэт Колизея, который был возведен на месте пруда во дворцовом саду Золотого дома Нерона.

Написать комментарий

Вы должны зарегистрироваться, чтобы комментировать.